- Оценка социальных навыков и умений подростков с хроническими психическими расстройствами, сопровождающимися нарушениями адаптации («Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами») (DOCX, 159 Kb)
Авторы: проф., д.м.н. Н.А. Мазаева; к.м.н. О.П. Шмакова
Технология предназначена для выявления и оценки степени выраженности нарушений формирования жизненно необходимых повседневных навыков и умений у подростков и лиц юношеского возраста (14-19 лет) с детства страдающих хроническими психическими заболеваниями. Она представляет собой структурированный опросник, состоящий из 149 утверждений, которые специалист должен подтвердить или опровергнуть в разговоре с больным. Предполагается присутствие третьего лица, непосредственно опекающего пациента, поскольку ответы на ряд утверждений могут вызвать затруднения у больного, и требуют участия близкого ему взрослого. - Лечение поведенческих и психотических симптомов деменции во внебольничных условиях (PDF, 388 Kb)
Авторы:
к.м.н. И.В.Колыхалов, д.м.н., проф. С.И.Гаврилова - ФГБУ "НЦПЗ" РАМН
В методических рекомендациях представлены современные подходы к терапии поведенческих и психотических расстройств у пациентов с болезнью Альцгеймера. Ведение таких пациентов включает широкий диапазон психофармакотерапевтических средств и психосоциальной помощи больному и его семье. Подчеркивается необходимость проведения полного диагностического обследования, тщательного определения этиологии деменции и исключения других возможных причин поведенческих и психопатологических симптомов. Пособие предназначено для психиатров, неврологов и гериатров. - Модель организации социально-психологической помощи пациентам, страдающим шизофренией. (PDF, 460 Кб)
А в т о р ы :
д.м.н. Т.А. Солохина; д.м.н., проф. В.С. Ястребов; к.э.н. Л.С. Шевченко;
к.п.н. С.В. Трушкина; Л.М. Алиева; Н.С. Грачева; А.А. Рзаев – ФГБУ «НЦПЗ» РАМН;
д.м.н. Н.Д. Букреева – ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» МЗСР РФ
В методических рекомендациях рассматривается разработанная авторами модель социально-психологической помощи пациентам, страдающим шизофренией. На основе результатов научных исследований, собственного опыта проведения групповой работы с пациентами сформированы организационно-методические подходы проведения психообразовательной программы, тренингов по развитию социальных навыков и навыков решения проблем. Описаны цели, задачи и содержательная структура предлагаемых форм групповой работы с пациентами.
Методические рекомендации будут способствовать вторичной профилактике рецидивов болезни, повышению стрессоустойчивости и социальной компетенции лиц, страдающих шизофренией, а также развитию у них стратегий преодоления болезни, формированию терапевтического альянса, партнерских взаимоотношений с членами их семей и работниками психиатрических учреждений. Для психиатров, психотерапевтов, психологов, других специалистов, оказывающих помощь лицам, страдающим шизофренией. - Организация психологической помощи специалистам психиатрических учреждений. (PDF, 352 Кб)
д.м.н. Т.А. Солохина; д.м.н. В.С. Ястребов; к.э.н. Л.С. Шевченко; А.И. Цапенко;
Л.М. Алиева; В.В. Анохина; Н.С. Грачева; Н.В. Марушкевич – ФГБУ «НЦПЗ РАМН»;
д.м.н. Н.Д. Букреева; к.м.н. Г.В. Тюменкова – ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского»
Минздравсоцразвития России; к.м.н. И.Г. Кожекин; Т.Б. Арсеньева;
О.М. Деревяшкина – ГКУЗ г. Москвы ПБ № 14
В методических рекомендациях на основе результатов научных исследований, опыта проведения психологической работы с медицинскими работниками сформированы организационно-методические подходы проведения групп аналитической супервизии, баллинтовской группы, тренинга по повышению стрессоустойчивости персонала. Описаны цели, задачи и содержательная структура предлагаемых форм групповой психологической работы, способствующих снижению профессионального бремени, повышению квалификации персонала, качества оказываемой помощи.
Методические рекомендации предназначены для специалистов, работающих в психиатрических учреждениях. - Организация социально-психологической помощи родственникам психически больных. (PDF, 340 Кб)
А в т о р ы :
доктор медицинских наук Т.А. Солохина,
доктор медицинских наук, профессор В.С. Ястребов, А.И. Цапенко,
кандидат экономических наук Л.С. Шевченко, доктор медицинских наук Н.Д. Букреева (ФГБУ «ГНЦ ССП им. В.П. Сербского» МЗСР РФ)
В методических рекомендациях рассматриваются особенности семей психически больных, психологические проблемы, с которыми сталкивается семья в связи с болезнью одного из ее членов. Изложены основные принципы работы с родственниками пациентов в разработанной авторами модели социально-психологической помощи, которая играет важную роль в формировании партнерских отношений с профессионалами, снижении бремени, связанного с болезнью члена семьи, а также способствует психосоциальной реабилитации лиц с психическими расстройствами. Представлены критерии для оценки качества и эффективности оказываемой помощи и опросники, предназначенные для этой цели.
Для психиатров, психотерапевтов, психологов, социальных работников, оказывающих психиатрическую и социально-психологическую помощь семьям психически больных. - Скажем изоляции-нет! Психосоциальная помощь в условиях психиатрического стационара (PDF, 653 Кб)
А в т о р ы :
докт. мед. наук, профессор В.С. Ястребов (разработка научно-методических основ проекта, научная редакция);
докт. мед. наук Т.А. Солохина (разработка научно-методических основ проекта, общая редакция);
канд. экон. наук Л.С. Шевченко (составление, обобщение, анализ);
А.М. Алиева, Н.С. Грачева, А.А. Рзаев
В пособии представлены организационно-методические аспекты проекта «Скажем изоляции – нет!»: психосоциальная реабилитация в условиях психиатрического стационара», целью которого является улучшение качества психиатрической помощи путем повышения квалификации работников психиатрических служб по вопросам психосоциальной реабилитации, клинической и социальной психиатрии, а также посредством проведения психосоциальной работы с пациентами и членами их семей. В пособии также представлены структура лекционной программы, краткое содержание информации, полученной слушателями на семинарах и мастер-классах. Пособие предназначено для специалистов психиатрических учреждений – психиатров, психологов, психотерапевтов, специалистов по социальной работе, среднего медицинского персонала. - Специалисты психиатрического коллектива особенности работы, профессиональное взаимодействие,личностные характеристики и межличностные отношения (PDF, 340 Кб)
А в т о р ы :
доктор медицинских наук, профессор В.С. Ястребов,
младший научный сотрудник О.А. Митина
В методических рекомендациях изложены значимые характеристики основных категорий работников психиатрической службы в морально-этической сфере, профессиональной деятельности, сфере профессионального взаимодействия в коллективе. Проведен анализ индивидуально-психологических аспектов личности различных специалистов, описан основной круг предъявляемых к ним требований. Представлена специализированная программа, направленная на повышение профессиональной эффективности работающих в психиатрии специалистов и рекомендуемая для внедрения в работу коллективов психиатрического профиля. Методические рекомендации предназначены для психиатров, психологов, работников социального звена, медсестринского персонала, организаторов здравоохранения. - Тренинг развития коммуникативных навыков у больных, страдающих шизофренией. (PDF, 377 Кб)
А в т о р ы :
В.С. Ястребов – докт. мед. наук, профессор (научная редакция),
Т.А. Солохина – докт. мед. наук (общая редакция), Л.С. Шевченко – канд. экон. наук,
Л.М. Алиева (разработка методических подходов),
Н.С. Грачева (разработка методических подходов), А.А. Рзаев, Е.В. Аксенова,
А.В. Дульцев, Д.Н. Ефремова, Т.А. Кулик, И.А. Куликова, А.Ю. Мясников,
Н.Ю. Новоселова, Н.В. Острикова, М.В. Тюбекина, Г.А. Цикина
Разработанный авторами тренинг направлен на формирование, развитие и восстановление у пациентов, страдающих шизофренией, навыков общения, приобретение ими опыта в области межличностного взаимодействия с целью повышения их социальной компетентности. В методических рекомендациях изложены основные организационно-методические подходы тренинга, его цели, задачи, технология проведения, содержательная структура предлагаемой формы групповой работы с пациентами, упражнения, рекомендуемые для его участников. Методические рекомендации предназначены для психологов, психиатров, психотерапевтов и других специалистов, оказывающих социально-психологическую помощь лицам, страдающим психическими расстройствами. - Экономическая оценка последствий психических заболеваний
Методические рекомендации подготовлены сотрудниками Научного центра психического здоровья РАМН докт. мед. наук, проф. В.С. Ястребовым, докт. мед. наук Т.А. Солохиной, канд. экон. наук Л.С. Шевченко, канд. экон. наук Н.А. Твороговой, канд. экон. наук Т.Л. Харьковой, канд. матем. наук, проф. В.Г. Митихиным.
В методических рекомендациях изложена методика расчета прямых расходов, связанных с затратами на психиатрическую помощь, и косвенных потерь, обусловленных инвалидизацией психически боль-ных и преждевременной смертностью. Приведена таблица источни-ков получения данных, необходимых для проведения расчетов.
Методические рекомендации предназначены для врачей-психиатров, организаторов здравоохранения, а также специалистов, занимающихся вопросами психического здоровья населения, эконо-мических последствий психических расстройств. - Типология, диагностикаи коррекция нарушений школьной адаптации у детей и подростков с психическими расстройствами
Авторы пособия: доктор медицинских наук, профессор Н.А.Мазаева; научный сотрудник О.П.Шмакова
Настоящее пособие посвящено актуальной проблеме современной детской социальной психиатрии - комплексной коррекции проявлений школьной дезадаптации у детей и подростков, страдающих психическими рассторойствами.
В пособии приведены основные формы нарушений учебной адаптации, изложена методика оценки степени выраженности школьной дезадаптации, ее проявления проявления при различных формах психических заболеваний, представлены принципы оказания комплексной помощи пациентам во внебольничных (амбулаторно-поликлинических) условиях. - Юношеские эндогенные депрессии (психопатология, типология, нозологическая оценка, лечение)
Пособие для врачей подготовлено в клиническом отделе по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний Научного центра психического здоровья РАМН (руководитель отдела профессор Г.П.Пантелеева) старшими научными сотрудниками, кандидатами мед. наук И.В. Олейчиком, Т.В. Владимировой, кандидатом психологических наук О.Ю. Казьминой, научным сотрудником Г.В. Савенко, младшими научными сотрудниками А.М. Этингоф, В.В. Артюх, аспиранткой М.Ю. Егоровой под руководством доктора мед. наук, профессора М.Я. Цуцульковской.
В предлагаемом пособии кратко изложена типология юношеских эндогенных депрессий, описаны их клинико-психопатологические особенности и разновидности течения, выделены те дифференциально-диагностичес-кие и прогностические признаки, которые могут быть полезны как при раннем распознавании и диагностике этих состояний, их клинической и нозологической дифференциации, так и при разработке основных терапевтических и социально-реабилитационных подходов к данному контингенту больных. (1999г) - Юношеская шизофрения, дебютирующая сверхценными расстройствами типа «метафизической интоксикации» (ранняя диагностика, разновидности течения, прогноз)
Составлено доктором медицинских наук М.Я. Цуцульковской, кандидатами медицинских наук С.А. Извольским, Л.Б. Дубницким, младшим научным сотрудником А.Г. Бильжо, аспирантом Г.И. Копейко. (1986г) - Шизоаффективный психоз манифестирующий в юношеском возрасте (возрастные особенности клиники, течения, терапевтической тактики, предикция исхода)
Пособие для врачей подготовлено в клиническом отделении по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (руководитель отд. проф. Г.П.Пантелеева) старшим научным сотрудником, к.м.н. В.Г.Каледой и аспирантом В.А.Бурмистровым под руководством профессора М.Я.Цуцульковской.
В предлагаемом пособии кратко изложены основные возрастные особенности шизоаффективного психоза, манифестирующего в юношеском возрасте, подробно описана структура шизоаффективных приступов, наблюдающихся в юношеском возрасте, даны практические рекомендации по терапии и профилактике повторных приступов, обоснована необходимость комплексного применения медикаментозных и психокоррекционных методов, определены показания к стационарному и амбулаторному лечению данного контингента больных. - Специфические бредовые синдромы юношеского возраста (особенности психопатологии, клиники, лечебно-реабилитационной тактики)
Cоставлено к. м. н. Г. И. Копейко, Е. В. Жалюнене, Д. А. Пожарицкой, Ю. А. Слоневским, к. п. н. Т. К. Мелешко, В. П. Критской под руководством профессора д. м. н. М. Я. Цуцульковской. - Сосудистые психозы
Данная лекция разработана канд.мед.наук доц. кафедры психиатрии ЦОЛИУВ (ныне РМАПО) Видманова Л.Н.. В работе излагаются вопросы клиники, дифференциальной диагностики и терапии психических расстройств при сосудистых заболеваниях головного мозга. - Ларвированные депрессии
Данная лекция разработана канд.мед.наук доц. кафедры психиатрии ЦОЛИУВ (ныне РМАПО) Видманова Л.Н. В работе излагаются вопросы клиники, дифференциальной диагностики и терапии ларвированных депрессий. - Рекуррентная шизофрения или шизоаффетивные психозы
Лекция профессора НЦПЗ РАМН Ануфриева А.К. - Шизофрении
Лекция профессора НЦПЗ РАМН Ануфриева А.К. - Аффективные психозы
Данное учебное пособие разработано сотрудниками кафедры психиатрии ЦОЛИУВ (ныне РМАПО) канд.мед.наук доц. Видмановой Л.Н., канд. мед. наук доц. Платоновой Т.П., канд. мед. наук асс. Суховский А.Л. канд. мед. наук асс. Жариковым М.Н. - Применение методов психологической коррекции для профилактики социальной дезадаптации и оптимизации социального функционирования при эндогенных психических расстройствах юношеского возраста
Настоящие методические рекомендации составлены в НИИ клинической психиатрии ВНЦПЗ АМН СССР к.п.н. Хломовым Д. Н., Слоневским Ю. А., к.м.н. Владимировой Т. В., Бильжо А. Г., Копейко Г. И., Василенко Е. В., Баклушинским С. А., Пожарицкой Д. А. под руководством д.м.н. М. Я. Цуцульковской, д.п.н. проф. Ю. Ф. Полякова. (1988г) - Эндогенные анестетические депрессии (психопатология, терапия) - Составлено доцентом кафедры психиатрии российской медицинской академии последипломного образования канд. мед. наук Барановым П.А.. В пособии представлен анализ психопатологических вариантов анестетических депрессий. В зависимости от клинической структуры патологии предлагаются различные варианты психофармакотерапии.
Пособие предназначено для врачей психиатров. - Паническое расстройство (клиника, диагностика, терапия) - Составлено доцентом кафедры психиатрии российской медицинской академии последипломного образования канд. мед. наук Барановым П.А.. В пособии рассматривается один из наиболее часто встречающихся вариантов невротических тревожных расстройств - паническое расстройство. Дано краткое изложение основных теоретических концепций, посвященных этому состоянию, а также описание вариантов панических нарушений при различных нозологиях. Приведены основные подходы к лечению панического расстройства, включая психофармакологические средства и методы психотерапии.
предназначено для врачей психиатров, неврологов, терапевтов. - Диагностический семинар, 1966 - Редакционная коллегия: В. М. Банщиков, В. Я. Гиндикин, Н. М. Жариков, 3. Н. Серебрякова. <...> Главным предметом обсуждения на семинаре были принципы диагностики шизофрении, клиническое отграничение ее от других психических заболеваний. <...>
- Военно-врачебная экспертиза призывников страдающих психическими расстройствами - Настоящее пособие включает материалы о современных методах оценки психического статуса призывников и их военно-врачебной экспертизы в целях определения категории годности к военной службе. Пособие предназначено для использования в практической деятельности врачей-психиатров, привлекаемых к обследованию и медицинскому освидетельствованию юношей призывного возраста. Пособие подготовлено специалистами штатных военно-врачебных комиссий, кафедры психиатрии и медицинской психологии ММА им. И.М. Сеченова под общей редакцией председателя ЦВВК МО РФ докт. мед. наук., профессора, генерал-майора медицинской службы В.В. Куликова и зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии ММА им. И.М. Сеченова, члена-корреспондента РАМН, докт. мед. наук., профессора Иванца Н.Н., коллективом авторов в составе: докт. мед. наук Чернова О.Э, канд. мед. наук Ядчука В.П., канд. мед. наук Фадеева А.С., канд. мед. наук ан Р.Н., канд. мед. наук Работкина О.С., Расмамбетова Р.Г., Колесовой П.В., Гудовой Т.Г., Авилова И.В., канд. мед. наук Палагова С.Ю., канд. мед. наук Лебедева МА.
- Место рисполепта в современой психофармакотерапии Пособие для врачей подготовлено в клиническом отделении по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (руководитель отд. проф. Г.П.Пантелеева) старшим научным сотрудником, к.м.н. В.Г.Каледой
- Глоссарий суицидологических терминов Данное методическое пособие предназначено врачам-психиатрам, психологам, другим специалистам, работающим в области суицидологии или в смежных специальностях. Оно поможет суицидологам более точно формулировать и осуществлять диагностические и коррекционно-профилактические, задачи, а также будет одним из первых шагов в специализированном обучении суицидологии. Авторы-составители: У. Билле-Браге, А.П. Чуприков, Г.Я. Пилягина, В. Ф. Войцсх, Л.А. Крыжановская, С.В. Жабокрицкий, Г.Т. Сонник.
- Вопросы психического здоровья в материалах российской прессы Актуальный и современный труд содержащий не только анализ информации, опубликованной на страницах российской прессы, но и круг мер, направленных на выработку этических принципов с представителями прессы и других СМИ. Авторы-составители: В.С.Ястребов, В.В.Балабанова, Л.Я.Серебрийская, И.И.Михайлова, А.Ф.Степанова. НЦПЗ РАМН, Москва, 2004 год.
- Применение гипербарической оксигенации в психиатрической практике
Данные методические рекомендации разработаны Министерством здравоохранения РФ главным психиатром А.А. Чуркиным. Успешное применение гипербарической оксигенации (ГБО) при многих патологических состояниях, в патогенезе которых имеет место кислородная недостаточность, позволяет оценить этот метод лечения как одно из перспективных направлений клинической медицины. - Интернет зависимость как форма нехимических аддиктивных растройств
Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата мендицинских наук Лоскутовой Виталины Александровны. 2004 год. Новосибирская Государственная Медицинская Академия. - Расстройства личности (Психопатии) в практике военно-врачебной экспертизе (PDF, 4,47 Мб)
- Стигматизация больных шизофренией. Методические рекоммендации Представлены особенности стигматизирования больных шизофренией различными группами населения, играющими важную роль в их адаптации в социуме. Использованы клинико-психопатологический, социологический (метод интервью) и статистические методы. За основу социологического метода взят опросник «Психическое здоровье в общественном сознании», разработанный В.С.Ястребовым и соавт. (2001). Приведены основные направления дестигматизационной работы. Указаны мероприятия, которые следует проводить на федеральном, территориальном, местном и учрежденческом уровнях.
Для психиатров, психотерапевтов, психологов и врачей общей практики. - Стигматизация больных эпилепсией. Методические рекоммендации. В методических рекомендациях представлены особенности стигматизации больных эпилепсией различными группами, играющими важную роль в их адаптации в социуме. Использованы клинико-психопатологический, социологический (метод интервью) и статистический методы. За основу социологического метода был взят опросник «Психическое здоровье в общественном сознании», разработанный В.С. Ястребовым и соавт. (2001). У больных эпилепсией выделены четыре типа внутренней картины болезни, формирующие индивидуальные копинг-механизмы.
Для психиатров, психотерапевтов, психологов и врачей общей практики. - Применение метода анализа иерархий в практике психосоциальной реабилитации и в программе дестигматизации. Методические рекомендации (PDF, 255 Кб). В работе излагаются основные этапы и аппарат современного метода анализа проблем и принятия оптимальных решений метода анализа иерархий применительно к практике решения проблем психосоциальной реабилитации и дестигматизации. Уровень изложения ориентирован на специалистов, начинающих знакомиться с методами принятия оптимальных решений, но содержание будет интересно и более опытным специалистам, так как некоторые использованные приемы метода анализа иерархий не излагались в доступной для начинающих cпециалистов литературе.
Для психиатров, психологов, организаторов здравоохранения. - Факторы стигматизации лиц с психическими расстройствами. Методические рекомендации (PDF, 228 Кб). В методических рекомендациях изложен материал для информирования населения на темы психического здоровья с учетом факторов и особенностей распространенных стигматизирующих установок в отношении людей с психическими расстройствами. Рекомендации могут служить основой для разработки информационного воздействия с целью повышения эффективности лекарственного лечения и медико-социальной реабилитации больных.
Для психиатров, психологов, организаторов здравоохранения, представителей общественных организаций в психиатрии. - Самостигматизация при основных психических заболеваниях. Методические рекомендации (PDF, 209 Кб). В методических рекомендациях изложен материал для информирования населения на темы психического здоровья с учетом факторов и особенностей распространенных стигматизирующих установок в отношении людей с психическими расстройствами. Рекомендации могут служить основой для разработки информационного воздействия с целью повышения эффективности лекарственного лечения и медико-социальной реабилитации больных.
Для психиатров, психологов, организаторов здравоохранения. - Программа дестигматизации в психиатрии. Методические рекомендации (PDF, 211 Кб). В методических рекомендациях рассматриваются теоретические вопросы стигматизации и самостигматизации лиц, страдающих психическими расстройствами, даются практические рекомендации по дестигматизации на различных уровнях оказания психиатрической помощи. Рассматривается работа с пациентом, его семьей, роль общественных организаций в процессе ресоциализации больного. Методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности врачей-психиатров, в работе со СМИ, представителями общественных организаций и властных структур для повышения эффективности функционирования систем поддержки психического здоровья населения.
Предназначены для психиатров, психологов, организаторов здравоохранения. - Экономическая оценка последствий психических заболеваний. Методические рекомендации. (PDF, 293 Кб)
В методических рекомендациях изложена методика расчета прямых расходов, связанных с затратами на психиатрическую помощь, и косвенных потерь, обусловленных инвалидизацией психически больных и преждевременной смертностью. Приведена таблица источников получения данных, необходимых для проведения расчетов.
Методические рекомендации предназначены для врачей-психиатров, организаторов здравоохранения, а также специалистов, занимающихся вопросами психического здоровья населения, экономических последствий психических расстройств. - Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению болезни Альцгеймера (PDF, 313 Кб)
- Нарушения формирования навыков жизнедеятельности у подростков и лиц юношеского возраста, с детства страдающих хроническими психическими расстройствами (DOCX, 114 Kб)
к.м.н. О.П.Шмакова, д.м.н., проф. Н.А.Мазаева - ФГБУ "НЦПЗ" РАМН
В методических рекомендациях содержится информация о выявлении и оценке степени выраженности нарушений формирования навыков, необходимых для повседневной жизнедеятельности, у лиц подросткового и юношеского возрастов, с детства страдающих хроническими психическими расстройствами, что актуально при решении ряда вопросов: составления программ медико-социальной реабилитации; оценки её эффективности, обоснования показаний для направления на освидетельствование в Бюро медико-социальной экспертизы на предмет установления инвалидности детства (в подростковом возрасте) и инвалидности взрослого возраста (в 18 лет). Представленная методика позволяет выявить и отследить динамику компенсации/декомпенсации нарушений функционирования в отдельных сферах жизнедеятельности больных, что может способствовать персонификации социо- реабилитационной помощи, повышению качества жизни пациентов. - Типология, динамика и коррекция фобических синдромов в структуре психической патологии у подростков
Авторы: доктор медицинских наук, профессор Н.А. Мазаева,доктор медицинских наук А.Г. Головина
Настоящее пособие освещает актуальную для современной клинической психиатрии проблему фобических расстройств, выявляемых у пациентов подросткового возраста, обращающихся за помощью к психиатру. В нем изложена разработанная авторами многомерная модель фобических нарушений у подростков, основанная на результатах собственных научных исследований и практического опыта работы. Она опирается как на анализ психопатологической принадлежности фобических образований в соответствии с диагностическими категориями МКБ-10, так и на оценку типологических вариантов фобий с учетом механизма развития и их места в клинической картине состояния. Исходя из описанной модели фобических нарушений, представлены современные дифференцированные подходы к терапии подростков, страдающих фобиями. Ведение таких пациентов предусматривает комплексный подход и включает, наряду с психофармакологическими стратегиями, психотерапевтические методы, а также социореабилитационные вмешательства (психокоррекционные, социотерапевтические, психообразовательные формы помощи больным и их семьям).
Предназначено для подростковых психиатров, психотерапевтов и клинических психологов. - Регистр лекарственных средств России. Неврология и психиатрия. 2014 год.
PDF, 14.6 Mb - Методические рекомендации "Острые парафренные состояния при шизофрении (принципы психопатологической и клинической диагностики, алгоритмы терапии)"
Авторы: к.п.н. Иванов М.В., д.м.н., проф. Симашкова Н.В., д.м.н., проф. Козловская Г.В. - ФГБНУ НЦПЗ
Анкета предназначена для использования в учреждениях здравоохранения, образования, оказывающих помощь детям раннего возраста, с целью организации системы ранней помощи, для использования в практической деятельности педиатрами, неврологами, клиническими (медицинскими) психологами, психиатрами, педагогами-психологами. Анкета позволяет выявлять мягкие проявления НПР в общей популяции детей раннего возраста, создает возможность на ранних этапах определять детей группы риска (состояние предболезни) и в дальнейшем разрабатывать оптимальные алгоритмы мероприятий психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи по предотвращению возникновения психических расстройств или их утяжеления.
Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии
Коллективная монография под редакцией Г.И.Копейко
Оценка риска манифестации эндогенных приступообразных психозов у больных юношеского возраста с непсихотическими формами психических расстройств
Авторы методических рекомендаций: доктор медицинских наук, В.Г. Каледа; ведущий научный сотрудник М.А.Омельченко, аспирант А.О. Румянцев
Представленная технология оценки риска манифестации эндогенных приступообразных психозов у больных юношеского возраста с неманифестными формами психических расстройств позволяет на этапе первичной оценки обнаружить группы высокого и ультравысокого риска по развитию шизофрении. Предложенная пошаговая инструкция дает возможность последовательно выявить признаки, имеющие прогностическое значение в отношении развития эндогенных психозов и по степени их выраженности и сочетании с другими предикторными маркерами определить уровень риска эндогенного приступообразного психоза.
Психофармакотерапия аттенуированых психотических расстройств при эндогенных расстройствах в юношеском возрасте
Авторы методических рекомендаций: доктор медицинских наук, В.Г. Каледа; ведущий научный сотрудник М.А.Омельченко, аспирант А.О. Румянцев
Настоящая технология разработана с учетом полученных данных о закономерностях формирования и течения юношеских депрессий с аттенуированными психотическими симптомами, которые отражают гетерогенность изученных состояний и способствуют решению сложных прогностических задач, возникающих при диагностике данных состояний. Технология способствует решению задачи единого подхода к ведению больных юношескими депрессий с аттенуированными психотическими симптомами,. Описаны основные подходы к этапности проведения психофармакотерапии с установлением препаратов первого выбора на этапах купирующей и поддерживающей терапии. Обоснована необходимость назначения препаратов различных фармакологических классов и предложены оптимальные их дозировки. Представлены основные подходы для повышения приверженности терапии. Результаты, полученные в настоящем исследовании, могут использоваться при подготовке и повышении квалификации врачей-психиатров, медицинских психологов. Методологические принципы, на базе которых построена технология, может применяться для дальнейших научно-практических разработок в данной области.
Скрининговая анкета для родителей по выявлению риска возникновения нарушений психического развития у детей раннего возраста (сокращенная версия - 24 вопроса)Авторы: к.п.н. Иванов М.В., д.м.н., проф. Симашкова Н.В., к.м.н. Балакирева Е.Е., к.м.н. Никитина С.Г., 2023 - ФГБНУ НЦПЗ
Анкета предназначена для использования в учреждениях здравоохранения, образования, оказывающих помощь детям раннего возраста, с целью организации системы ранней помощи, для использования в практической деятельности педиатрами, неврологами, клиническими (медицинскими) психологами, психиатрами, педагогами-психологами. Вопросы анкеты затрагивают психопатологические проявления в раннем возрасте и основные сферы психического развития ребенка. Анкета позволяет выявлять мягкие проявления нарушений психического развития в общей популяции детей раннего возраста, создает возможность на ранних этапах определять детей группы риска (состояние предболезни) и в дальнейшем разрабатывать оптимальные алгоритмы мероприятий психопрофилактической и лечебно-коррекционной помощи по предотвращению возникновения психических расстройств или их утяжеления.
В научно-практическом руководстве представлено современное состояние проблемы шизофрении в детско-подростковом возрасте с учетом фундаментальных исследований, проведенных в клинике Научного центра психического здоровья, а также интеграции достижений отечественной и зарубежной психиатрии. Отражены клинико-психопатологические, клинико-биологические и клинико-социальные аспекты решения данной проблемы. Приведены современные подходы к ранней диагностике, профилактике, абилитации и реабилитации, подробно изложены медикаментозные и немедикаментозные методы терапии при шизофрении в детско-подростковом возрасте. Руководство предназначено психиатрам, педиатрам, неврологам, психологам, дефектологам, педагогам и другим специалистам, работающим в медицинских, образовательных и социальных учреждениях.
Сотрудники отдела детской психиатрии приняли участие в издании коллективной монография "Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития". Монография подготовлена ведущими отечественными специалистами из ФГБНУ НЦПЗ, Московского института психоанализа, ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", ФГБУ НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, ГБУЗ НПЦ ПЗ ДП им. Г.Е. Сухаревой, а также коррекционно-развиваюших центров для детей раннего возраста.
Издание посвящено современным направлениям изучения нарушений психического развития в раннем детстве, в котором рассматриваются вопросы выявления риска возникновения нарушений психического развития (предболезни) у детей первых лет жизни, проблема ранней психологической и клинической диагностики, дифференциальной нозологической диагностики, организации ранней помощи, а также помощи семьям, воспитывающим детей с психическими расстройствами. Рассматриваются профилактические и абилитационные подходы, направленные на преодоление ранних нарушений психического развития и укрепление психического здоровья на этапах его становления.
Монография ориентирована на клинических (медицинских) психологов, педагогов-психологов, дефектологов, детских психиатров, неврологов и педиатров, а также специалистов, разрабатывающих научные и прикладные направления помощи детям первых лет жизни в области здравоохранения, образования и социальной защиты.